Наши партнеры - российские производители:

Статьи

Рекомендации по эксплуатации рапидографов

Рапидограф (обзорная статья)

Рапидо́граф (капилярная ручка) — инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Состоит из небольшой трубки, клапана с иглой, и баллончика для туши. Внутри трубки расположена тонкая игла, отвечающая за подъем и открытие утяжеленного клапана - в закрытом положении игла немного выступает из трубочки, после упора в бумагу она приподнимает клапан, и открывает внутри инструмента зазор, он и обеспечивает стабильную подачу краски, в пишущую трубочку. Рапидограф (сленг: рапид, рапиТ, рапиды, рапиТограф) удобно применять для создания чертежей и рисунков тушью. Используется инженерами, архитекторами, художниками-графиками, картографами, оформителями, дизайнерами, каллиграфами. Изограф - аналог рапидографа, но несколько дешевле по стоимости за счет конструкции. Изограф, в отличии от рапидографа, позволяет рисовать под острым углом к поверхности бумаги, что является значительным преимуществом

История

Долгое время для черчения тушью использовался инструмент, называемый рейсфейдером. Однако при его применении возникали некоторые сложности: конструкция рейсфедера не позволяла точно отрегулировать толщину линии и на бумаге могли остаться кляксы.

В 1928году специалистами компании Rotring была изобретена первая чернильная ручка, названная «Tiku» или «Inkograph», в которой вместо обычного пера использовалась трубка. Она писала чётко, не оставляя потёков и клякс. В 1953году на основе Tiku был создан прототип ручки для черчения под названием рапидограф (Rapidograph), он позволял проводить линию строго определённой толщины и обеспечивал равномерную подачу чернил. Так как Rotring был первым, создавшим подобный инструмент, то впоследствии ручки всех производителей также стали называть рапидографами.

На данный момент ручной инструмент потерял свою актуальность в потоковом чертежном деле - компьютер уменьшает время выполнения чертежа в 5-10 раз. С конца 90-х годов 20 века, рапидографы и изографы плавно перешли в область художественных инструментов и коллекционных предметов, часто хранимых как напоминание о годах обучения. Для многих этот инструмент был символом профессии, эталоном качества чертежного инструмента, да и инструмента вообще, тем что определяло все качество и большую половину общих результатов чертежа. Зрительно чертежи карандашом, пером, рейсфедером и рапидографом весьма сильно различаются по стилю и глубине "технического" восприятия. Чертеж рапидографом более техничен, более аккуратен и более точен, отчего позволял уместить больше информации на листе. Здесь можно говорить о некоем вкладе конкретного инструмента в развитие культуры, и даже глубины понимания технологий, именно графичность и сухость тушевого чертежа, упрощали понимание и углубляли степень технологизма изображаемого на нем.

Сейчас рапидографы и изографы применяются как чертежный инструмент только при обучении, Но они совсем не потеряли свою актуальность в художественной графике и каллиграфии, скорее даже наоборот. Качественная тушь для изографов, способна создавать почти идеально абсолютно-черную линию, полностью имитируя гравюру или офорт, при намного меньших трудозатратах со стороны художника. Графика выполненная тушью смотрится намного эффектней, чем карандашная. Про удобство работы изографом вместо тонкого пера можно даже и не говорить. Каллиграфия как прикладное искусство, давно освоило рапидографы, а позднее и более удобние изографы как почти основные инструменты, после пера, конечно. Самый простой способ, освоить начинающему художнику тушевую графику, это современный изограф.

В зависимости от конструкции и способа заправки рапидографы делят на 4 вида:

Рапидографы с многократной заправкой

Имеют съёмный баллончик, в который наливается тушь, это позволяет промывать головку инструмента, отдельно от баллончика и не выливать тушь впустую.

Рапидографы с одноразовым баллончиком

Вместо многократной заправки рапидографы данной разновидности не обеспечивают возможность многократной замены баллончика. Для заправки необходимо каждый раз приобретать новый предзаполненный картридж. Они имеют важное преимущество перед другими видами рапидографов: обеспечивают более равномерный поток чернил. Не требуют частой очистки, потому что резервуар с тушью и система вентиляции представляют собой единое целое. Ценовой выигрыш спорен или отсутствует.

Одноразовые рапидографы

Рапидографы этой разновидности просто выбрасываются, когда в них заканчивается тушь. Износостойкость сплава трубочки понижена и не выдерживает долгой эксплуатации. Крепление трубочки пластиковое, без стальной обоймы, отчего иногда расшатывается.

Изографы (isograph)

Существует так же вид рапидографов, способных писать под разными наклонами к поверхности — Изографы (isograph). Эволюция классического рапидографа, отличаются "наружным" расположением воздушной спирали, простым и быстрым доступом к ней, отсутствием необходимости полной разборки для её прочистки.

Изографы конструкции Rotring более удобны в ежедневной работе чем "классические" рапидографы - за счет очень быстрой и чистой процедуры прочистки воздушного канала. Достаточно снять только одну деталь - ребристую конусообразную (push-on-sleeve), прикрывающую спиральный канал, и протереть канал насухо салфеткой - без разбора самого инструмента и снятия корпуса. Классический рапидограф потребует полного разбора (кроме иглы) на 3-4 детали - с обязательным снятием корпуса и резервуара с тушью - иначе место контакта спирали и корпуса, просто не протереть насухо.

Если на Rotring-isograph присохла конусообразная ребристая деталь (push-on-sleeve), закрывающая спиральный канал - вытолкните из колпачка вставку с резиновым уплотнителем, надавив с наружной стороны на выштамповку с цифрой - получившейся звездочкой, оденьте колпачок на конусообразную (push-on-sleeve), вращайте колпачком в любую сторону, резьбы под ним нет.

Качественная тушь не только светостойка и непрозрачна, но и очень влагостойка - поэтому изографы часто применяются для заполнения важных документов, регистрационных влагостойких записей, реставрации старых книжных изданий. Для простого прописного письма обычной высоты, рекомендуются номера 0.3~0.35mm, для крупного и высокого 0.4~0.5mm. Номера 0.2mm и менее, имеют слишком тонкий и мягкий кончик, не пригодный для нажима прописного письма - менее 0.30mm, это только чертежный инструмент, хотя и применимый для рисунков имитирующих тонкие линии гравюрной печати.

Эксплуатация

Рапидограф является достаточно хрупким инструментом, поэтому для его долговечной работы требуется уход и очень аккуратное обращение. Нельзя ронять перья тоньше 0.3mm - просто приучитесь класть вообще любую ручку туда, откуда она в принципе не может скатиться - никогда не кладите на край стола, и под руки в область замаха кистей рук. Оптимально - более длины локтя от любого края стола, в его центре - со временем это войдет в привычку, конечно есть вероятность что перья 0.35mm и более, выживут при падении на пол, но, увы, маловероятно.

Линию следует проводить аккуратно, держа рапидограф наконечником вниз перпендикулярно или под небольшим углом к поверхности. Кисти руки при этом не советуется поднимать, при вертикальном хвате оптимально - средний палец уходит вглубь ладони, без жесткого упора на него инструмента, указательный палец держит инструмент не подушечкой, а внутри сгиба сустава, большой палец держит не кончиком подушки, а её центром между суставом и ногтем. Именно такой полумягкий захват гарантирует сохранность перьев тоньше 0.2mm, в случае рывка кисти, инструмент просто проскользнет по подушечкам пальцев.

Угол наклона, при котором возможна нормальная подача туши, зависит от радиуса и размера наконечника трубочки, ширины "фаски" обеспечивающей подмятие набегающих волокон бумаги, её угла относительно оси трубочки, и степени сглаженности формы фаски. Изографы (isograph) могут стабильно работать и при 45°от вертикали, но чаще это менее 30° вполне обычных для прописи. В отличие от ручек, рапидограф можно свободно перемещать по поверхности бумаги в любом направлении.

Нельзя сильно трясти и давить на инструмент, так как при встряхивании тушь может попасть в канал, по которому идёт воздух. В засорённом воздушном канале создаётся разрежение, и это препятствует равномерной подаче туши. В этом случае есть риск повредить тонкий наконечник.

Выбор бумаги

  •   Фотобумага для струйной печати имеет покрытие для удержания чернил, при его пробитии и повреждении может поплыть тушь. Применимость покрытий для туши и рапидографов зависит от конкретного производителя и сорта бумаги. За счет максимальной гладкой поверхности, позволяет создавать сверхтонкие линии, или нарочито рваные линии, что очень актуально в графике и каллиграфии. Плотность до 230 g/m² и качество поверхности немного зависит от неё, в любом случае рекомендуется приобретать максимальную плотность, на толстой и жесткой бумаге просто удобней работать.
  •   Премиум сорта ксероксной бумаги - розница ограничена форматом A3. Поверхность очень гладкая и очень белая, с проклейкой и пропиткой поверхности, тушь по ней не ползет, рисунок получается очень ярким и чётким. Плотность до 230 g/m², но в отличии от фотобумаги, это не влияет на качество поверхности, только на толщину бумаги. Перья 0.13mm хорошо применимы даже на недорогих брендах.
  •   Недорогая и среднеценовая ксероксная бумага также ограничена форматом A3. Поверхность достаточно гладкая и вполне белая, обычно выпускается тоже с обработкой поверхности, но уже имеет вполне заметную "лицевую" сторону, плотность около 80 g/m², может мохрится от стиральной резинки и плыть от бритвы. Перья 0.18mm нормально применимы на дешёвых сортах, для более тонких лучше найти премиум-сорта.
  •   Ватман - поверхность менее гладкая и твёрдая, но при этом хорошо подвергается натяжению во влажном состоянии, без большого ущерба поверхности, имеет явную "лицевую" поверхность и много впитывает, линии получаются ясными и точными. Перья менее 0.20mm не рекомендуются, а для "натянутого" размоченного ватмана плохого качества - 0.25mm. Нелицевая поверхность малопригодна для туши.
  •   Писчая бумага, почти вымерший вид советской канцелярской бумаги, по фактуре стоит между картоном и ватманом, применима только для прикладных работ ради своей крупноволокнистой фактуры или старо-желтого цвета.
  •   Горячепрессованный картон является просто нормальной основой для рисунков рапидографом: его поверхность гладкая и твёрдая, но при этом хорошо впитывающая, поэтому проведённые линии не яркие но точные. Не рекомендуется для перьев тоньше 0.30mm.
  •   Холоднопрессованный картон имеет более шероховатую поверхность, и рисунок получается менее чётким. Перо тоньше 0.35mm будет вырывать волокно и тянуть его за собой.
  •   Бристольский картон подходит только для работы над эскизом. Перо 0.5mm возможно сможет работать,  но он разрабатывался для карандаша и пастели, тушь на нем может расплываться.
  •   Акварельную бумагу целесообразно использовать если впоследствии предполагается прорабатывать рисунок акварелью или разведённой тушью, очень много впитывает и долго держит воду, очень равномерно увлажняется, но имеет грубую структуру. На акварельной можно чертить и рисовать по влажной бумаге, с наклоном изографа в сторону движения, для получения интересных прикладных эффектов.
  •   Чертежную кальку крайне не рекомендуются использовать - мгновенно стачивает трубочку инструмента, но если есть необходимость - приучайтесь немного вращать рапидограф во время черчения, перебирая в перерыве пальцами, как бы делая равномерным шлифовку и износ трубочки. Калька весьма агрессивный материал, её можно рекомендовать для сухой полировки кончика старого рапидографа - если рапидограф 0.3mm на обычной бумаге стачивается на 1mm только за 5-7 лет нагрузки, то на кальке это получится за полгода.

Выбор толщин перьев зависит не только от бумаги, но и от предполагаемого размера работы - тонкие 0.13mm и 0.18mm пригодны только для деталировки и правки ошибок в каллиграфии форматом менее А4 или в создании миниатюр имитирующих книжные гравюры формата А6-А5. Для черчения на ксероксной бумаге А4 и А3 оправданным минимумом будет 0.20mm и 0.25mm. Для ватмана натягиваемого на планшеты по мокрому, минимум диктуемый самой фактурой 0.25mm или даже 0.30mm. Перо 0.50mm применяется на рамки форматом от А4, более крупные перья 0.80mm и 1.0mm, уже только на планшетах курсовых 1.0*1.0 метр.

Выбор туши

Обычная тушь состоит из смеси воды и сажи, она должна быть термостойкой и светостойкой. Следует покупать тушь, специально разработанную для рапидографа. Она более жидкая и текучая, при правильном использовании не засоряет канал рапидографа, быстро высыхает. Бывают также водостойкие виды туши, которые не размазываются и не загрязняют поверхность для рисования.

Рекомендуется не экономить на качестве и бренде-производителе туши - для пера 0.2mm и менее. 99% всех случаев забитых трубочек - вина именно её качества. 50% засохшего или потекшего воздушного канала также на совести производителя туши. Перья менее 0.3mm, заправляйте только от хорошо зарекомендовавших себя ведущих производителей - размочить иглу в засохшем канале трубочки получится только если производитель заранее позаботился об этом и добавил соответствующую химию в её состав. Простая и дешёвая плакатная тушь в тонких каналах почти не размачивается, ибо предназначена для кистевых плакатов детских утренников, а не тончайшего профессионального инструмента. Надписи "для черчения" и "высший сорт" производителя вообще ни к чему не обязывает.

Покупая дорогую тушь можно немного сэкономить - старайтесь не промывать резервуар по каждому поводу, мойте только голову инструмента - маленького 23ml rotring-овского баллончика хватит очень надолго. В изографах же достаточно просто протереть спираль от туши - немного влажной салфеткой. Трубочки 0.3mm все еще чувствительны к качеству туши, начиная с 0.5mm уже можно применять более дешевую тушь.

Хранение и уход

Если заправленный рапидограф долгое время лежит без дела, тушь в нём обязательно засохнет. Поэтому рапидограф нужно промывать перед тем, как положить его в футляр на хранение. Делать это нужно осторожно,- утопленная в сифоне раковины игла - частое событие, а плавучести пластмассовых деталей вполне достаточно, чтобы покинуть его навсегда - слив раковины лучше заткнуть пробкой, или простелить тряпкой. Головку с иглой промывают чистой водой, обратным давлением со стороны пишущей части. Затем разобранный рапидограф необходимо высушить, не допустив попадания на его детали каких-либо механических частиц (в т.ч. пыли).

Разбирая засохший узел, можно вырвать иглу - его лучше надолго замочить в банке с водой или в средстве для чистки стекол с содержанием ПАВ, не требующим смыва (обычно такие жидкости менее агрессивны). По сути тушь - взвесь пигмента с шеллаком, как связующим, который растворим спиртом. ПАВ нужны для отщепления склеившихся частиц пигмента, и недопущения нового слипания частиц. Изопропиловый спирт нужен как растворитель связующего. Идеальный вариант для промывки засохшей туши - специальные промывочные жидкости (фирмы Rotring, Centropen и т.д.)

 Старый или плохо отмывающийся инструмент не рекомендуется хранить полностью сухим, лучше заправленным чистой водой, или средствами для чистки стекол, не требующими смыва, но обязательно с содержанием ПАВ. Также надо помнить, что пластмасса расползается от нитро-растворителей и скипидара - их не следует применять для промывки и ухода.

Перед новой заправкой тушью, обязательно смыть все моющие средства - многократно чистой теплой водой - они повышают смачиваемостью поверхностей воздушного канала рапидографа выше нормы, что может вызвать его залив.

Возникающие неисправности и их устранение:

Прекращение подачи туши

Происходит из-за того, что пузырьки воздуха попадают внутрь пера. Для того, чтобы ручка снова начала писать, надо, держа её наконечником вниз, слегка постучать по верхней части корпуса. Если подача туши не возобновится, расположить инструмент горизонтально и слегка встряхнуть. Если и на этот раз тушь не поступает, то следует перевернуть рапидограф наконечником вверх и осторожно постучать им о твёрдую поверхность. Если все описанные действия так и не помогли, значит, по всей вероятности, в рапидографе просто закончилась тушь или он очень сильно засорился.

Ни в коем случае не вынимайте иглу рапидографа из наконечника - после этого рапидограф можно смело выбросить. Это касается только номеров 0.13~0.18mm - игла настолько тонкая, что почувствовать её сопротивление и смятие сможет только очень терпеливый и опытный человек. Номера 0.2~0.35mm нормально разбираются опытным, не уставшим человеком, но обязательно в очень спокойной обстановке. Для разборки и промывки 0.5~0.7mm и более, трудностей уже нет. На них и советуем тренироваться первый раз - сломать иглу такой толщины очень тяжело, но если вам это удалось - вы точно будете знать, что ошиблись с выбором профессии.

Разрыв линии

Происходит вследствие недостаточно плотного контакта бумаги и трубочки или недостатка туши в патроне, также от некачественной густой или комковатой туши, неспособной пройти сквозь трубочки тонких нижних номеров. Нет смысла применять для чертежей номера менее 0.25mm - на расстоянии вытянутых рук линия становится нечитаемой, её просто уже не видно. Некоторые старые копировальные аппараты могут просто "не видеть" линии тоньше 0.13 и 0.18mm, и как следствие печатать их с разрывами.

Потёки

Появляются если наконечник рапидографа загрязнён или повреждён и игла не может опустится сама. Подтеки внутри колпачка могут указывать на негерметичность уплотнителя в колпачке там, куда упирается игла, или блокировку тушью воздушного канала. Также это может быть из-за неправильного выбора туши и её чрезмерной смачиваемости поверхности, более типичной для чернил, а не туши. В отдельных случаях подтеки не устранимы даже после полной промывки - это следствие низкого качества изделия, и откровенного брака

Наконечник царапает бумагу

Возможно из-за изношенности наконечника или очень сильного давления на него, а также неверного выбора бумаги для рисования. Не исключено также, что исчерпан ресурс рапидографа: если предельно изношена игла (волосок, стержень), рапидограф сначала цепляет волокно и ставит кляксы, а потом перестаёт работать вовсе.



Вернуться назад